Доклад, МОП, 2012 г.

Осмысление  опыта   психотерапевтический  работы в общесоматической сети  в совокупности  с  обобщением практических и   теоретических  знаний коллег    дало  основание  выделить  формат «Психотерапевтической психосоматики». Что предполагает  сосредоточение усилий  на психотерапевтической помощи и дает основательную опору для разработки  психотерапевтических стандартов лечения психосоматических  расстройств. В данном формате биопсихосоциодуховная парадигма помощи выглядит наиболее приемлемой и гипотезы,  нуждающиеся в дальнейших глубоких исследованиях  обретают правомерное  дискуссионное пространство и развитие. Следуя указанной парадигме,  убеждаемся в том, что современное развитие психосоматики идет тремя путями:  психологическим (психоаналитическим),  клиническим (медицинским)  и философским. Последний ориентирует нас на  экзистенциально-духовные ресурсы личности, благодаря которым  человек  способен  расти-меняться и может   выйти на более высокий личностный уровень и качество жизни, обретя выздоровление и оценивая опыт болезни, как обогащающий личность опыт.  Думается, что  в творческих  руках  мастера психотерапии эти направления неизбежно будут сходиться посредством  интегративного   и  разумного   использования  разнообразных  методик.  
Анализируемый немалый  опыт в духе психотерапевтической психосоматики позволил  сформулировать  основные принципы  и алгоритм ее эффективности. Во-первых,  это принцип «командной»   работы и ответственности за результат  трех сотрудничающих «участников»: пациента, соматолога (узкого специалиста) и психотерапевта. Пациента, способного на внутренние и внешние изменения, убежденного в их необходимости, как одного из основных условий выздоровления. Принципиально помнить всей «команде», что  без доброй и активной  воли пациента реализация самых современных  и  «работающих» терапевтических  технологий  будет затруднительна и малоэффективна. Узкий специалист, соматолог так же будет тем более эффективным в этой бригаде, чем он более ориентирован-осведомлен в психосоматической проблематике и убежден в  необходимости психотерапевтической помощи. Психотерапевт так же должен иметь специальную подготовку для работы с психосоматическими пациентами. Психотерапевту соматического стационара  необходимо знать их специфические личностные особенности и соматические маски тех или иных психи­ческих и  психосоматических  расстройств. Он в необходимом объеме должен быть ориентирован и в клинике внутренних болезней, во всяком случае, говорить на одном «ди­агностиче­ском языке» с интернистом. Речь, естественно, не идет о подмене компетен­ции специалистов,  но о понимании сути проблемы, без коего невозможно  конструктивное  междисцип­линарное взаимодействие. Современный психотерапевт стремится стать прежде всего,  сотрудничающим партнером, нежели распорядителем лечения с  патерналистической  ролью.   
Во-вторых, необходима комплексная и интегративная психотерапия, сочетанная с психофармакотерапией  и телесно-ориентированными методиками. И если психотерапевт не владеет телесно-ориентированными техниками, то он обязан направить психосоматического пациента   к компетентному «телеснику». В отношении психофармакотерапии  так же удалось сделать следующие выводы: применение мягких анксиолитиков( тенотен, афабозол, мексидол) позволяет снизить тревогу,   психологическое напряжение, упорядочить поведение. Данные  препараты не нарушают когнитивные функции и способствуют  созданию  благоприятного фона для  сотрудничества с лечащим  врачом  и  сопричастными специалистами. В качестве  третьего  принципа эффектиной терапии  уместен принцип психотерапевтического  комплаенса, т.е. продолжающегося во времени добровольного  и  активного    следования пациентами выработанному  режиму лечения, следование коллегиально выстроенному  стилю и здоровому образу жизни. Принципиален здесь  клинический подход, благодаря которому психотерапевт врачебно сообразует разнообразное целебное воздействие средствами своей души с особенностями клинической картины, включая в нее и личностную почву во всех подробностях, предопределяющих то или иное психосоматическое расстройство. Именно клиницизм  помогает усмотреть — предположить, в каких случаях более показана психологическая — психоаналитическая психотерапия, а в каких клиническая.  Как отмечал в начале 20 века основоположник  отечественного клиницизма  А.И.Яроцкий:  «…идеи должны строго соответствовать человеку…они должны как одежда быть ему по плечу …лишь бы это одушевление было ярким, цельным, нравственным, альтруистическим».  Клиницизм помогает выстраивать дифференцированную   тактику и  в отношении сложных симптомов-мишеней,  и в  соответствии  с динамикой состояния. Так, стадия обострения требует более щадящих психотерапевтических  интервенций, меньшей конфронтации и большей поддержки, нежели профилактическая и реабилитация работа. В качестве конкрентного  варианта  терапии,   использующего  указанные  принципы, предлагается модальность «Клиническая  психосоматическая  психотерапия» (КПсП). Рассматриваем ее своеобразным психотерапевтическим  стандартом, добавкой  к уже имеющимся медицинским стандартам помощи при психосоматических заболеваниях: ГБ, ИБС, бронхиальной  астме, сахарном диабете,  ревматоидном  артрите, ЯБ 12 перстной кишки, неспецифическом язвенном  колите и др..  В методике могут быть  использованы  элементы широкого спектра модальностей  и  приемов (рациональная  психотерапия, клиент-центрированная психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия, кинезиология, гипнотерапия, музыкотерапия, психоанализ, арттерапия, семейная психотерапия, когнитивно-поведенческая психотерапия, транзактный анализ,  гештальт-терапия,  НЛП, ТТС, эриксоновская  психотерапия, религиозноориентированная  психотерапия и др.). Предполагается, что  благодаря  применению тех или иных  клинически оправданных психотерапевтических и психологических  приемов, природные защиты или так называемые саногенетические механизмы организма активизируются,  что способствует  ослаблению  патологических (невротических) защит и «помогает естественной природе совершенней защищаться». Алгоритм  последовательного  движения  в этом направлении  заложен  в следующих  7-ми шагах КПсП.
1.Начальный этап или погружение в психотерапию. На основе информированного согласия создается  психотерапевтический альянс и заключается  терапевтический контракта. При этом  рекомендуем использовать  приемы рациональной психотерапии и «Клиент-центрированной» психотерапии Роджерса с базовыми принципами присоединения, эмпатии и конгруэнтности. Четкую структуру терапевтического плана  позволяет  создавать техники Трансактного  Анализа (ТА). На этой стадии оформляется  «Психотерапевтическая карта пациента». 2. Коллегиально – диагностическая стадия. Здесь необходимо наличие верифицированного соматического диагноза по МКБ-10 и определение клинико-психотерапевтической мишени. Развернутый диагноз, который мы определяем как «психосоматический диагноз», обсуждается с интернистом  и формулируется с указанием личностного склада пациента. Например, «гипертоническая болезнь у тревожной синтонной личности» (и тогда уже в таком диагнозе как бы отмечена специфика личностных особенностей,  которые необходимо учитывать). По возможности освобождаем эти  «диагнозы» от психиатрических корней. В след  за М.Е. Бурно используем следующие менее стигматизирующие характерологические термины: «тревожно-сомневающийся» — вместо «психастеническая акцентуация, психопатия», «замкнуто-углубленный» — вместо «аутистический,  шизоидный», «авторитарно-напряженный» — вместо «эпилептоидный», «экстравертированно-демонстративная» вместо «истероидная», «сангвиническая» или «синтонная» личность вместо «циклоидная»,  «простодушная»  личность  в случае органически-огрубленного характера. Проводим психопатологическое исследование  и устанавливаем психосоматические взаимосвязи. 3. Коллегиально — терапевтический этап, в процессе которого осуществляется клиническая психотерапия с телесно-ориентированными приемами. В нашем случае пациенты направлялись  к кинезиологу  и тренеру «телесно-ориентированных практик». Посредством контракта договаривались  с пациентами об освоении ими  «телесно-ориентируемых» занятий  в соответствии  с личными  предпочтениями и возможностями: ЛФК, йога, медитация,  массаж, бассейн, фитнес и др. Важна как можно ранее начатая, а затем и постоянная «работа с телом». 4. Собственно-терапевтический этап. Проводится спланированный курс клинической психотерапии в соответствии с терапевтическим контрактом, психотерапевтической мишенью и выявленных проблем. При этом важно учитывать стадию психосоматического заболевания, т.к. в обострении небезвредна углубленная работа по исследованию стрессов и психологических травм,  это может лишь усугубить состояние. Здесь уместны релаксационные методики   в виде сеансов  «гипноза-отдыха», аутотренинга, музыкотерапии, арттерапии. При достаточной стабилизации состояния и восстановлении сил проводится более интенсивная   терапия. 5. Ретроспективно – экологический этап. Считаем предпочтительными методами на данной стадии клиническую семейную психотерапию, Терапию Творческим Самовыражением, религиозно – ориентированную психотерапию, «Терапию нового решения» из ТА.  На клинических базах кафедры проводим «Групповую психотерапию старшего поколения» и « Групповую психотерапию личностных проблем и  состояний»  для молодых,  в основе которых лежит ТА.  В приложении к «Психотерапевтической карте» пациент описывает происходящие с ним изменения. Опыт перенесенной  болезни и проведенной терапии  рассматривается как обогащающий. Нашим пациентам предлагалось написать краткое эссе о том, что дала им болезнь  и терапия. В завершении стадии проводится повторное соматическое обследование  и клинико-психологическое тестирование — анкетирование. 6. Этап перспективных решений и выборов, на котором проводится поддерживающая эпизодическая индивидуальная терапия и психотерапия в малых группах. Желательна семейная психотерапия. На этом этапе пациент выстраивает — апробирует реалистичные планы и новые паттерны поведения. В приложении психотерапевтической карты кратко делится опытом. Мы мотивируем пациентов выбирать цель, превышающую болезнь, лишающую психосоматическое расстройство вторичности выгоды или следование сценарию. Умение жить без болезни, умение  ладить с болезнью  расширяет возможности человека, повышает качество его  жизни. Здесь затрагивается духовная составляющая личности и высвечивается психологический пародокс: быть здоровым порой сложнее, чем больным; здоровая личность – это большая ответственность и сильная успешная самореализация, а не каждый к этому готов. Осознанно принимая этот постулат, пациент пересматривая свою жизнь, принимает важные решения для ее ополноценивания.  7.Завершающий этап. Окончание психотерапии. На этой стадии проводится обзор проведенной работы и оценка полученных   результатов. Каждый психотерапевт творчески подходит к этой стадии, разрабатывая индивидуализированный ритуал прощания с пациентом, как важное психотерапевтическое событие. Предполагается, что по завершении терапии  у пациента  возникает большая личностная автономность и складывается здоровый образ жизни. Организуемая таким образом  клинически целесообразная совокупность терапевтических приемов помогает пациенту справиться с биопсихосоциодуховным неблагополучием жизни  и долго сохранять  здоровье  в здоровом образе жизни. Очевидна относительная условность  приведенных этапов-шагов, т.к. речь идет о подвижной клинической работе, которая, как указывал классик отечественной психотерапии С.И. Консторум: «должна вытекать из детального, всестороннего клинического исследования больного и являться частью комплексного лечения».